Joyeux Noël 

Без врага не может быть войны.

Недавно я пересмотрел фильм «Joyeux Noël» (реж. Кристиан Карион, 2005), в котором рассказывается о документально подтверждённых событиях времён Первой мировой войны во Франции на поле битвы в канун Рождества 1914 года.

В одной битве участвовало более 3000 солдат шотландской, французской и немецкой армий. В Сочельник один солдат в немецких окопах запел рождественскую песню «Тихая ночь». Затем шотландцы подыграли на волынках, и вскоре противники с трёх сторон стали подпевать в унисон из окопов, где всего несколько часов назад они убивали друг друга. Какой контраст!

Вдохновлённые на перемирие теплом любимой всеми песни, противники вышли из окопов и договорились о неофициальном прекращении огня. На некоторых участках фронта рождественское перемирие продолжалось десять дней. Противники обменивались фотографиями, адресами, конфетами, шампанским и другими подарками. Они обнаружили, что у них намного больше общего, чем они думали, например, кошка, которая гуляла из окопа в окоп и подружилась со всеми, так что все стороны считали её своим талисманом.

Бывшие враги старались общаться, как могли, на языках друг друга. Немецкий командир Хорстмайер сказал французскому лейтенанту Одеберу: «Когда мы захватим Париж, всё это закончится. Тогда пригласишь меня на стаканчик вина у себя дома на улице Вавен?» «Для того, чтобы прийти ко мне в гости и выпить, необязательно завоёвывать Париж!» – ответил Одебер.

Дружба, зародившаяся между врагами, нашла продолжение после простого обмена любезностями. На следующее утро после рождественского перемирия каждая сторона предупредила других о предстоящем артиллерийском обстреле. Дух братства был так силён, что некоторые солдаты даже нашли укрытие от обстрела в окопах противников.

Что же стало причиной такой невероятной перемены? Всё началось с общей любви к рождественской песне.

Этот инцидент напоминает нам, что можно остановить войну. Для этого нужно прекратить выставлять врагов в наихудшем свете и научиться любить их, как учил Иисус.1 Конечно, это легче сказать, чем сделать. Но это не значит, что это невозможно. Нам нужно научиться не смотреть на внешние различия, такие как раса, цвет кожи, убеждения и идеологии, и понять, что всех нас объединяет потребность в любви. Всем нужно любить и быть любимыми. Если бы все мы постарались лучше узнать тех, с кем у нас, на первый взгляд, мало общего, мы бы обнаружили, как те солдаты на поле битвы, что у нас намного больше общего, чем мы думали.

Если учесть, что Первая мировая война длилась ещё три года после того инцидента и унесла почти 20 миллионов жизней, а также, что с тех пор велись десятки войн, унёсших несчётные миллионы жизней, то можно прийти к выводу, что тот жест дружбы и доброй воли в Рождество был бесплодным. Участники событий получили суровое наказание от начальства. Во избежание повторения подобных событий на следующее Рождество командующие решили провести усиленный артобстрел. Тем не менее, история о мире в разгар войны живёт и продолжает сносить преграды, которые превращают потенциальных друзей во врагов. В конечном итоге, она стала свидетельством Божьей любви, которая есть суть Рождества.

Рождественская молитва

Авторство приписывается Роберту Льюису Стивенсону (1850–1894)

Любящий Бог, помоги нам помнить о рождении Иисуса, чтобы мы могли быть причастными к песне ангелов, радости пастухов и поклонению волхвов. Закрой двери ненависти и открой двери любви по всему миру. Пусть доброта приходит с каждым подарком, а благие желания – с каждым поздравлением. Избавь нас от зла благословением, даруемым Христом. Пусть наши мысли наполнятся благодарностью, а сердце – прощением ради Иисуса. Аминь.

  1. См. от Матфея, 5:44.

Joyeux Noël

Without an enemy there can be no war.

I recently rewatched the movie Joyeux Noël (Christian Carion, 2005), which tells the story of a well-documented event that occurred on a battlefield in France on Christmas Eve, 1914.

One engagement of the Great War (WWI) involved some 3,000 soldiers from the Scottish, French, and German armies. On Christmas Eve, someone on the German side began to sing “Silent Night.” Soon a Scot’s bagpipe responded, and before long all three belligerents were singing the song in unison from the same trenches 100 meters apart where a few hours earlier they had been killing one another. What a contrast!

Coaxed into peace by the warmth of this universally loved song, the warring sides ventured out of their trenches and agreed on an unofficial truce. In some places along the line, the Christmas truce lasted for ten days. Enemies exchanged photos, addresses, chocolate, champagne, and other small gifts. They discovered that they had more in common than they realized, including a cat that wandered from side to side and made friends with everyone, which both sides claimed as their mascot.

The erstwhile enemies communicated as best they could in each other’s language. The German commander, Horstmayer, said to French Lieutenant Audebert, “When we take Paris, it will all be over. Then you can invite me up for a drink at your house in Rue Vavin!” “Don’t feel that you have to invade Paris to get a drink at my house!” Audebert replied.

The friendship that was forged between the warring sides went beyond mere pleasantries. The morning after the Christmas truce ended, each side warned the other of artillery shelling that they knew was coming from their artillery units. Their newfound sense of camaraderie was so strong that some of the soldiers were even sheltered in the opposing side’s trenches to keep them from harm.

What brought about this incredible transformation? It all started with a shared love of that beloved Christmas carol.

This incident reminds us that there is a cure to war, and that is to stop demonizing our enemies and learn to love them, as Jesus taught us to do.1 To be sure, that’s far easier said than done. But it’s not impossible. We need to learn to look beyond the external differences of race, color, creed, and ideologies and realize that everyone shares a common need—love. Everyone needs to love and be loved. If we would each make an effort to get to know others with whom we seem to have little in common, we just might find, as the soldiers on that battlefield did, that we have quite a bit more in common than we realized.

Considering that WWI lasted over three years after this incident and claimed nearly 20 million lives, and considering that many dozens of wars have been fought since then, claiming untold millions more, one might conclude that the gesture of friendship and goodwill of that Christmas Eve was in vain. The soldiers that participated were severely reprimanded. Their superiors, in an attempt to make sure that this incident would not be repeated, ordered increased shelling the next Christmas. Nevertheless, this story of peace in the midst of war lives on and continues to break down the barriers that make enemies of potential friends. Ultimately it’s a testimony to the power of God’s love, which is the essence of Christmas.

  1. See Matthew 5:44.